8 (8422) 73-73-01
logo

Павел Клементьев: «Главное, чтобы выставочное пространство было функциональным. В Ульяновске самое оптимальное – «Квартал»

Павел Клементьев: «Главное, чтобы выставочное пространство было функциональным. В Ульяновске самое оптимальное – «Квартал» Павел Клементьев – ульяновский художник и иллюстратор, член Союза художников России. С 2010 года он принимал участие во многих всероссийских выставках, а также представлял персональные выставки в Ульяновске. Одна из них – «Гой еси» – проходила в креативном пространстве «Квартал» и открыла Литературный фестиваль «Слово. Том второй». Как начал свой творческий путь этот невероятно талантливый молодой человек, что он никогда не будет рисовать и какой теме будет посвящена его следующая выставка – обо всем этом он рассказал в интервью нашей редакции.

– Расскажи немного о себе, о своей семье. Твои родители – творческие люди?

– Мои родители никак не связаны с творчеством. Мама у меня педагог, папа – инженер, землеустроитель-геодезист. Поэтому я склонен обучать детей, у меня есть небольшие способности к математике и к творчеству я подхожу, в том числе, и с математической точки зрения, продумываю пропорции, например…

– А родители не были против твоего выбора профессии?

– Родители всегда были «за». Я не учился в художественной школе, а сразу поступил в училище культуры на специальность «Дизайн окружающей среды». Для меня первые годы были достаточно сложными, потому что все ребята были после художественных школ, а я из деревни приехал и был совсем без подготовки. Учителя настояли, чтобы я учился именно в этом училище, отмечали, что есть способности в рисовании и нужно учиться дальше. Моя учительница по ИЗО Гадельшина Светлана Сергеевна сказала родителям, что если вы его туда не отправите – очень потом пожалеете. Соответственно, я поступил. Первый год был троечником, на следующих курсах уже легче стало.

– Когда ты понял, что рисовать – это не просто твоё увлечение, что ты действительно хочешь связать с этим жизнь, профессиональную в том числе?

– Не знаю даже, когда… Мне просто нравится это делать. Не могу сказать, что я профессиональный художник, потому что не зарабатываю столько, чтобы считать это профессией. Всё-таки это больше мои увлечения, хотя у меня и есть проекты, которые приносят мне деньги, но полностью я себя ими не обеспечиваю. То есть, я работаю в театре, параллельно занимаюсь иллюстрированием. Иногда бывают предложения, за которые я берусь бесплатно, потому что мне просто интересно это сделать.

– Если бы не художником, то кем бы ты стал?


– Скорее всего, я бы пошел в инженерный. Но мне очень повезло, что после 9-го я поступил в училище. Потому что в 15-летнем возрасте люди не осознают, чем они хотят заниматься. Когда я писал диплом, я преподавал и обращал внимание, что дети до 17 лет не осознают, что они тут делают и зачем их сюда привели, особенно если это было по настоянию родителей. Кстати, если рисовать – это изначально желание ребёнка, то результаты гораздо лучше.

– А это правда, что лучший способ отбить у ребёнка желание рисовать – это в раннем возрасте привести его в художественную школу?

– Да, это так. Потому что многие учителя, будучи не совсем подготовленными к этому, неправильно воспринимают искусство и то, как они его должны подавать. Они учат детей рисовать конструктивно: горшки, чёткие формы, которые нужно продумывать, как математикам простраивать. Конечно, дети научатся рисовать объём, но они не смогут мыслить после этого творчески. Художник – это не просто технарь. Он должен уметь мыслить, он должен уметь сочинять идеи, генерировать их в себе, проживать их в своей голове. Свои картины он должен чувствовать – тогда это творчество. А в художественной школе этому не учат, и если ребёнок не способен к этому, то ему не стать творческим человеком.

– Тогда в каком возрасте лучше начать приобщать ребёнка, имеющего способности, к учёбе?


– Когда ребёнок совсем маленький, лучше рисовать с ним. Моему племяннику сейчас 9 лет, мы не отдаём его сейчас в художественную школу. Но иногда мы рисуем с ним – просто балуемся, рисуем друг друга. Это должно подаваться в виде игры, потому что творчество – это игра. Не нужно относиться к этому как к чему-то серьёзному. Ребёнок должен получать от рисования удовольствие. Есть курсы рисования для детей, где ребёнку просто показывают новые техники – отпечатки, гравюры и т.д. Лучше всего, когда его просто знакомят с новой техникой и он играючи с ней обращается, и неважно, что получится в итоге. Выставление оценок – это уже следующий этап, когда человек взрослый, когда он понял, что он должен быть профессиональным художником. Ему помимо идей нужно ещё выработать специфические качества, в этот момент нужны знания, оценки и обязательное изучение истории искусств, потому что очень важно понимать, в чём ты варишься и к чему стремиться дальше.

– Взрослому человеку реально научиться рисовать?

– Конечно. История знает, как минимум, Ван Гога, который начал рисовать только в зрелом возрасте и за несколько лет достиг такого уровня, что мы его считаем гением.

– Ты начал говорить о том, что реализуешь себя не только как художник. В России, в Ульяновске реально жить, будучи просто художником?

– Да, многие художники далеко небогатые люди. В России вообще практически нет богатых художников.

И ещё одна мысль о богатстве: многие люди просто неправильно воспринимают искусство. Они считают, что это аналог деньгам и украшениям. То есть, покупая украшения, они думают, что покупают предмет, который имеет ценность. На самом деле, искусство – это человеческая мысль. Если в картине нет мысли, это не искусство. Это просто картина.

– Как же нам, простым обывателям, отличать искусство от «картин»? Вот «Чёрный квадрат» Малевича – как там увидеть мысль?

– Это очень сложно, конечно, про Малевича… Если не знать историю искусства, то невозможно понять, в чём его ценность.

Двадцатый век нам принёс, во-первых, абстрактное мышление: физика, квантовая механика – всё это начало развиваться, а художники всегда шли параллельно с наукой. Соответственно, всё это привело к новым идеям и формам: появился конструктивизм, новые материалы, работа с металлом. И Малевич как раз в «Чёрном квадрате» выразил всю тенденцию XX века. Это упрощение, это уход от природы, это глубина непонятного. Ведь до Малевича уже были абстрактные картины, но они всё равно имели какую-то композицию, они имели какую-то идею, динамику, сюжет. В «Чёрном квадрате» нет ничего. Это просто чёрный квадрат, это чистая абстракция, не имеющая смысла – и в этом её смысл. Это как точка в предложении. И после Малевича ничто не может быть настолько гениальным в супрематизме. Это апофеоз того времени.

– У тебя есть в творчестве табу? То, что ты никогда не будешь рисовать?

– Да! Писать портреты на заказ (смеётся). Просто мне это не очень интересно. Конечно, у меня есть портреты – я писал своих друзей, девушку, родителей. Но это не на заказ, а потому, что я испытываю к ним какие-то чувства и мне хотелось их выразить. А когда меня просят нарисовать на заказ с фотографии, то я не могу этого сделать. Потому что современные постановочные фотографии даже не выражают характерных черт человека. В XVIII веке был в моде портрет, но это были не просто портреты, где люди улыбаются, на них человек сидит в характерной, присущей только ему позе. Люди не приукрашены настолько, насколько современные художники приукрашивают их в портретах на заказ. Портрет на заказ сейчас – это просто красивая картинка для заказчика.

– Какие у тебя любимые направления в творчестве?


– Графический дизайн. Я работаю в Ульяновском драматическом театре сейчас, пришёл, когда ему исполнялось 230 лет, создал на эту тему логотип, буклет с репертуаром. Сейчас продолжаю эту работу. Также мне нравится книги иллюстрировать, особенно детские.

– Расскажи, какие книги появились с твоими картинками внутри?


– Я иллюстрировал книгу Тани Филатовой «Меня зовут Сэм», но её в печатном виде нет, только в интернете продаётся, серию книг Александра Фефилова, лингвиста из УлГУ. Иллюстрировал книжку для детей Антона Дурасова Sunny 13, которая пока в работе, Сергея Жданова и др.

– У тебя сейчас вышла серия открыток и календарь по мотивам славянской культуры. Расскажи, где можно купить их?


– Купить их можно, если связаться со мной в социальных сетях Facebook, «ВКонтакте», также они продаются в «Кошкиной Пижаме».

– Поделись, пожалуйста, творческими планами на будущее.


– Однозначно, будет продолжение народной темы. Я уже немного отошёл от славянских мотивов в чистом виде, скорее, сейчас будут преобладать народные. Одна из моих последних работ – «Снежное покрывало» – это образ девушки, которая ложится спать на сухую листву и укрывается снегом как покрывалом.
1.jpg
Павел Клементьев. «Снежное покрывало»

– У тебя как у художника есть большая творческая мечта, которую ты хотел бы реализовать? Может, где-то выставку свою представить?

– Место выставок мне безразлично. Мне главное, чтобы выставочное пространство было функциональным. В Ульяновске самое оптимальное – «Квартал». В музеях поток людей меньше. И мне нравится делать не просто выставки, когда картины висят с бирками. Мне нравится делать оформленные выставки, с инсталляциями. Такие, чтобы люди не просто смотрели на картины, а погружались в тот мир, который я представляю, который я генерирую. На последней выставке у нас висел огромный венок надо головами. На следующей выставке должно быть ещё интереснее, поскольку задумки уже есть.

– Бывают ли у тебя творческие кризисы? И откуда черпаешь вдохновение?

– Творческих кризисов море... Изображение, когда оно даже задумано, редко сразу, сходу получается. Это надо несколько раз рисовать, много дней. Я люблю чёткость подачи, вижу картины как систему, даже можно сказать, математическую. Мне интересно, когда изображение заполняет кадр неравномерно. Должны быть пустые места, смещения каких-то планов, т.е. нельзя постоянно одно и то же делать.

Вдохновляюсь многим. Сейчас начал много читать про мышление древних славян, именно древних, языческих. То, как они представляли себе мир, – это колоссально. Например, они представляли себе, что когда сидят на лугу – это не просто сидение на траве, а на коленях у матери-прародительницы. Они оживляли всю природу, наполняли её человеческими и животными свойствами. Это безумно захватывает.
26.12.2016

Возврат к списку

Комментарии

Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

КОНТАКТЫ

Адрес:

432017 г. Ульяновск, ул.Гончарова, д.13/91а

Директор, бухгалтерия, юристконсульт

8 (8422) 27-45-40

Дирекция международного сотрудничества

8 (8422) 73-73-02

PR отдел

8 (8422) 27-95-58

Дирекция социальных инноваций и креативных индустрий

8 (8422) 73-73-01

Дирекция развития, маркетинга и PR

8 (8422) 58-54-80

Креативное пространство "Квартал"

8 (8422) 27-96-07

Креативное бизнес-пространство "Горизонт"

+7 (927) 830-43-00